Социальная защита населения

     Деятельность управления труда и социальной защиты населения администрации Александровского муниципального района, как и следует из названия нашего управления, направлена на социальную защиту граждан, проживающих на территории района, то есть  основная задача – оказание социальной помощи наиболее нуждающимся категориям граждан. В то же время не менее важная задача – недопущение необоснованной выплаты денежных средств, предоставляемых населению в виде пособий и компенсаций, поскольку наше управление осуществляет государственные полномочия, обязательное требование при исполнении которых – строгое соблюдение норм, установленных законодательством как Российской Федерации, так и Ставропольского края. Все это вызывает определенные трудности в работе, недопонимание со стороны получателей выплат и пособий, поскольку ожидания граждан не всегда совпадают с буквой закона. Следует отметить, что федеральные и краевые законы  определяют понятия и основные положения,  для реализации которых разрабатываются иные нормативные документы: постановления правительства, распоряжения, методические рекомендации,  зачастую со значительным отставанием во времени, что естественно вызывает недовольство населения.  В настоящее время специалисты  управления используют в своей деятельности более 25 федеральных и краевых законов, многие из них приняты еще в начале 90-х годов,  неоднократно дорабатывались, но жизнь постоянно вносит свои коррективы. Последний пример – измененный Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов», который вступил в действие в январе текущего года, а новый порядок выплаты ЕДВ донорам – только в сентябре. Весь период с начала года встревоженные получатели обращались в управление, различные инстанции (по краю имелись даже заявления в суды), специалистами управления неоднократно давались разъяснения по данному вопросу, а с выходом порядка выплаты было организовано оперативное индивидуальное оповещение, консультирование граждан, и в течение двух недель документы на выплату ЕДВ были приняты более чем у 180 доноров. Первые выплаты осуществлены уже в сентябре.

     Один из самых сложных законов, с которым работают наши специалисты, -    Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Он был принят в 1991 году, в него неоднократно вносились изменения, дополнения, не всегда своевременные, его положения регулярно становились предметом рассмотрения на заседаниях Конституционного суда Российской Федерации и Верховного Суда РФ. Достаточно сказать, что практически по каждому из 42  получателей различных компенсаций и выплат, предусмотренных чернобыльским  законом, проживающих на территории нашего района, было вынесено по 5-6 судебных решений.    Тем не менее, до настоящего времени  в нем есть еще спорные моменты, например, в части определения права на назначение вдовам инвалидов-чернобыльцев компенсации на приобретение продовольственных товаров.  Позиция министерства социальной защиты населения Ставропольского края такова, что чернобыльским законом четко определен круг лиц, имеющих право на компенсацию  на приобретение продовольственных товаров, и в него не входят вдовы чернобыльцев. Данный вопрос рассматривался в Верховном Суде Российской Федерации, в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, однако, точка в данном вопросе еще не поставлена. Таким образом, многолетняя практика доказывает, что в случаях, когда законодательные акты не содержат четкого толкования норм права, возникает необходимость рассмотрения данных вопросов в судах. 

     Существенной поддержкой для населения района являются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Специалистами управления проводится активная разъяснительная работа  по данному вопросу в средствах массовой информации, на предприятиях и  в учреждениях, а также на консультационных пунктах в поселениях. Данные формы работы позволяют селянам  получать услуги непосредственно по месту жительства, а работающим гражданам - консультации по месту работы. В результате за 9 месяцев 2013 года по вопросу предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг впервые обратились 392 человека, что превысило аналогичный  показатель прошлого года более чем на треть, всего же в управлении состоит на учете около трех тысяч получателей жилищных субсидий. Специалисты управления  делают все возможное, чтобы ограничить процесс хождения граждан по инстанциям в целях сбора справок. Необходимые сведения запрашиваются в порядке межведомственного обмена.

     Однако  ежегодно управление сталкивается с одной и той же проблемой: в летний период количество получателей субсидий уменьшается, а с началом отопительного сезона - резко возрастает, что приводит к очередям, росту напряженности среди посетителей. Мы вынуждены работать в авральном режиме, прием осуществляют не только работники клиентской службы, но практически  все специалисты управления. Данная ситуация возникает в связи с тем, что в летний период размер субсидий значительно меньше, чем в отопительный сезон, получатели чаще обращаются за назначением субсидий с началом отопительного периода, что является заблуждением. Хочется еще раз обратить внимание граждан на то, что, участвуя в данной программе, выгоднее не прерывать получение субсидий, ограничиваясь только отопительным сезоном, а пользоваться ими круглый год. В этом случае, несмотря на то, что выплата субсидий за летние месяцы ограничивается фактическим потреблением коммунальных услуг гражданами, годовая расчетная сумма субсидий в случае непрерывного пользования позволяет доначислить субсидии по результатам сверки фактических платежей за коммунальные услуги и выплаченных субсидий по итогам года. В результате получателям, у которых расчетная сумма субсидий высокая, производится стопроцентное возмещение затрат на коммунальные услуги.   Так что пользоваться субсидиями выгодно!

 

 

Управление труда и социальной защиты населения